"ОДА"

Д.Э. Алешко

"АНАЛИТИЧЕСКИЙ РЕПОРТАЖ :

ЖКХ - РЕФОРМА"

 

            Данный текст является продуктом (и фрагментом) аналитической работы по обозначенной теме, проводимой в одном из "нефтегазовых" городов Тюменского Севера, однако есть основания полагать, что рамка полученных результатов шире процессов в одном отдельно взятом городе региона, что позволило изъять указание на конкретное "место событий".

            По предположению, данная работа ориентирована на получение основательных и долговременных результатов, ибо имеются причины полагать, что нынешняя "суматошность" реформаций и их неочевидная продуктивность есть лишь весьма локальный фрагмент гораздо более широкого и длительного процесса отмирания сложившегося веками менталитета нации, вынужденной и болезненной ее трансформации в иные, непривычные формы.

Именно по этой причине статус текста : обеспечить оргуправление (а также проектирование, программирование и др. деятельности) доброкачественной "системой координат" - независимо от "вкусо - эгоистических" ориентаций "потребителя" - для дальнейшего простраивания действий.

I. Специфика объекта анализа.

1. Реформа системы ЖКХ - национальный аспект.

1.1. Переподчинение.         

Нынешняя реформа системы ЖКХ в стране проводится в "мягком", рекомендательном режиме: правительством разработан и опубликован текст концепции реформы ЖКХ в РФ, нормативно - методических рекомендаций по ее проведению. От прямых директивных указаний по этому поводу правительство РФ воздержалось по вполне понятным причинам: Центр не располагает в настоящее время необходимыми ресурсами (политическими, финансовыми, материальными, организационными, силовыми) для монополизации реформы в своих интересах и вынужден отдать ее на усмотрение местных властей как сферу, дальнейшее использование которой не дает Центру ощутимых прибылей от ее приватизации[1].

Содержание текстов упомянутых документов можно свести к весьма короткому определению: отныне центральное руководство не будет определять работу систем ЖКХ на местах (а других «в природе» не существует), управление ими отдается на полный откуп местным органам власти. При этом основания данного мероприятия просматриваются неявно и предполагается, что заинтересованность местных властей в данной приватизации самоочевидна. Это фактически означает, что последние имеют шанс сделать эту сферу прибыльной для себя, но скорее всего не в рамках нормативно - государственных схем, а опираясь на собственную предприимчивость и изобретательность.

Однако в настоящее время уже очевидно, что в массовой практике местное оргуправление оказалось несостоятельным в решении вопросов перевода локальных систем ЖКХ на самоокупаемость, не говоря уже об извлечении выгоды для собственных нужд.[2]

Фактически тексты документов выступают своеобразной оболочкой для упаковки отказа Центра от неприбыльной для него системы как от обузы. При этом понимание того факта, что устойчивое функционирование системы принципиально необходимо, у Центра есть - ибо ее (т.е. системы ЖКХ) дезорганизация чревата обострением социальной напряженности повсеместно, а это, в свою очередь, существенно влияет на устойчивость положения самого Центра.

Расчет, следовательно, состоит в том, что поскольку устойчивость местных властей также оказывается зависимой от регулярности работы местных систем ЖКХ, то такая переброска функций оргуправления на места вполне безопасна и полезна для Центра, т.к. она позволяет задействовать местные власти на их внутренние проблемы - тем самым снять с себя давление "с мест".

 

1.2. Прямое взаимодействие с населением как уязвимое место оргуправления.  

Существенно, что оргуправление на местах, по сути дела, впервые за весь период реформ - и именно в данной области - оказывается вынужденным реально осуществлять прямое взаимодействие с населением (причем именно с населением, а не с гражданами, рабочими и служащими и т.д.)[3], ибо оно выступает теперь - хотя бы формально - налогоплательщиком.

В то же время местное оргуправление не располагает сколько - нибудь реальными средствами давления на население (в частности, силовыми), а иные средства (типа договора/соглашения оргструктур с населением, напр.) в имевшейся практике просто отсутствуют. Иначе говоря, как "оргуправленческое", так и массовое сознание традиционно не содержат подобных (договорно/контрактных, в частности) форм мыслимости, как лично принимаемых к неукоснительному исполнению - "лукавство" по этому поводу с обеих сторон воспроизводится постоянно и тотально.

 

1.3. Практика ситуативного взаимодействия на местах.

Привилегией применения силовых средств во взаимодействии с населением местные власти не располагают. На ряде территорий периодически вспыхивают акты гражданского неповиновения (забастовки и проч.), что свидетельствует об отсутствии у властей на местах (точно так же, как и у Центра) реальных средств управления территорией (т.е. населением, его жизнедеятельностью)[4]. Как показала практика последних лет, коммунальные средства ликвидации конфликтных ситуаций (шантаж, затягивание времени, цветистая риторика, указание на "обстоятельства"  и др. формы «поведения»), как правило, являются лишь сугубо ситуативными, с малым временным ресурсом, вследствие чего практически пока что не наблюдалось случаев эффективного выхода "из положения" оргуправления на местах.

 

1.4. Машинная организация функционирования систем обеспечения городского уклада.

Обеспеченность человека кровом, теплом, пищей относится к наиболее значимым позициям воспроизводства его физиологической сущности - вряд ли сия аксиома требует доказательства.

Уяснить характеристики систем обеспечения городского уклада, их специфику и требования к ним можно через противопоставление его - хотя бы эскизно - генетически более раннему (сельскому).

Так, сельский уклад, будучи организован культурно и относительно "примитивно"[5], является относительно независимым от «социально - организационных потрясений», от четкости работы тех или иных организационно - обслуживающих систем (он в них - в простейшем случае - попросту не нуждается).

Напротив, городской уклад в его современном виде опирается на применение машин - как в техническом смысле, так и в социокультурном (онтология и генезис городского уклада выходит за рамки данного анализа). Это означает, в частности, что как городские деятельности, так и жизнедеятельность населения города поддерживается за счет весьма глубокого и дробного разделения функций, их специализации, оснащения техникой, автоматизации[6].

            Существенными для дальнейшего анализа следствиями такой организации выступают следующие обстоятельства :

- явно выделяется функция оргуправления как разновидности инженерии (в отличие от сельского уклада, где функция оргуправления реализуется за счет традиции);

- нормальное функционирование жизнедеятельности города требует неукоснительной и непрерывной работы если не всех, то по крайней мере значительного количества подсистем обеспечения;

- такой тип функционирования имеет явно выраженную технически устроенную энергетическую основу (до открытия технических приложений электричества построение современного «интенсивного» городского уклада вряд ли вообще было возможно).

Наряду со значительными преимуществами, которые дает современный городской способ организации деятельностей, это означает, что даже кратковременное прекращение функционирования некоторых систем обеспечения губительно для жизнедеятельности города[7].

Вследствие того, что население по большей части не готово к такого рода катаклизмам, т.е. дополнительными средствами по их купированию не располагает (конструкции современных городских жилищ не предполагают соответствующего резервирования воды, пищи, энергоносителей), то явления типа разрухи или катастрофы наступают очень быстро, в течение нескольких суток (возможно - часов).

 

1.5. Организация обеспечения городского уклада как место столкновения интересов и действий .

 

Вполне понятно, что в сознании населения городов упомянутые катаклизмы могут восприниматься как неизбежное зло - типа стихийных бедствий.

Характерно, что в случаях «стихийных бедствий» происходит, как правило, консолидация оргуправления и населения (оно приобретает при этом свойство граждан).

Если есть рефлексия по поводу того очевидного обстоятельства, что запуск катаклизма (войны) является результатом чьих - либо вполне сознательных действий, то они теряют статус стихийности и получают другой -  оргуправленческих спекуляций либо некомпетентности. [8].

 

В то же время наступление катаклизмов по причине профессиональной несостоятельности оргуправления вызывает ситуацию социального конфликта, который, как уже указано, долгое время разрешался преимущественно силовым путем (возможность применения физической силы в отношении населения в настоящее время отсутствует нацело)[9], либо через размазанные формы признания перед населением своего  поражения и через вынужденное исполнение декларированных им же функций (т.е. через переход от демонстрации действия к собственно действию - хотя бы в усеченном виде).

При этом широкая практика подобных взаимодействий последнего десятилетия явилась своеобразным полигоном для отработки тактики взаимного противостояния. Население применяет весьма вязкие техники (прежде всего саботирование), перед чем оргуправление оказывается бессильно, т.к. фактически теряется ("растворяется") сам о6ъект оргуправления (точнее, место применения силовых средств).

Наконец, несмотря на внешнюю стихийность моментов возникновения данных конфликтов, они реализуются неукоснительно - как в открытой, так и в скрытой формах, т.к. касаются физиологических (т.е. в социокультурном смысле - наиболее примитивных, базовых) оснований жизнедеятельности населения и поэтому могут приобретать наиболее грубые внешние формы в случае их высокой остроты.

 

2.   Реформа системы ЖКХ - городской аспект.

Положение дел во взаимодействии  оргуправления  г."N" и его населения в настоящее время нельзя считать остроконфликтным, т.к. данный конфликт не приобрел открытых и развернутых форм.

Реализация его выражается в следующем: население усматривает в действиях руководства ЖКХ их собственное благоустройство за счет горожан и отвечает на эти действия игнорированием выплаты прироста затребованных сумм, сокращением платежей, либо их полным прекращением.

Так, поскольку различные стороны деятельности городской системы ЖКХ неизбежно оказываются на виду у населения города (т.е. именно в рамках прямого взаимодействия, обозначенного выше), то горожанину представляются "труднообъяснимыми" некоторые наблюдения, напр.,

n    распухает штат персонала, хотя выполняемые им функции остаются прежними (и исполняются порой даже хуже, чем раньше);

n    повсеместно делаются «евроремонты», постановка компьютеров всем подряд конторским служащим, в том числе и компьютерно-неграмотным;

n    неизвестно за какие заслуги установлены высокие оклады в среднем по системе ЖКХ и уж тем более -  первым лицам, тогда как реальной пользы от их деятельности население не ощущает (скорее  - наоборот, по крайней мере, ни количество, ни качество обеспечения не улучшается в той же пропорции);

n    руководство ЖКХ пользуется для поездок по городу дорогими импортными автомашинами, что никак не продиктовано функциональной необходимостью.

Точно так же каждый житель города так или иначе на собственном опыте знает, как практически реализуется деятельность системы ЖКХ на уровне низовых исполнителей. Обслуживание квартирных водопроводных сетей, канализации, злектропитания чаще (и надежнее) всего реализуется самими квартиросъемщиками уже в силу того, что службы системы ЖКХ не комплектуется запчастями (шлангами, прокладками, гофрированными трубками для бачков, автоматами защиты электросети и проч.). Низкое качество исполнения, затраты времени на ожидание того или иного «специалиста» - все это вынуждает население рассчитывать на собственные силы и умения (при этом к самим низовым специалистам предъявлять претензии зачастую бессмысленно, т.к. они действительно не оснащены должным образом)[10]. К этому списку с наступлением холодов добавляется - сплошь и рядом - недостаточность централизованного отопления, вынуждающая прибегать к применению «козлов»[11] и проч.

Сомнительно выглядит аргументация повышения тарифов, напр.,  на отпуск электроэнергии : якобы ее производители также повышают расценки. Достоянием гласности постепенно становится факт, что вот уже в течение более года объединение « N/энерго » снижает расценки на электроэнергию, в частности, отпускаемую для населения города "N". А это вызывает вопросы, ответ на которые служащие системы ЖКХ не в состоянии дать, поскольку собственное довольствие они получают как раз от системы ЖКХ и не заинтересованы в каких - либо изменениях в своей системе.

 

3.   Перестройка организации бюджета ЖКХ в условиях реформы.

Проект реформы декларирует структурную перестройку организационно - финансовых отношений системы ЖКХ - от полной финансовой привязанности к местным бюджетам и бюджетам предприятий  к прямому выходу на потребителя, т.е. на население. При этом рекомендуется организовывать разного рода фонды, конкурсы и проч., посреднические структуры и мероприятия, которые должны обеспечивать согласование интересов систем ЖКХ и населения, ее эффективное функционирование в рамках декларируемых целей.

На практике такая конструкция «концепции» и рекомендаций означает, что оргуправлению на местах развязаны руки в его стремлении разгрузить свой бюджет и не возбраняется погасить расходы на содержание систем ЖКХ (а заодно - присоединить к ним и собственные аппетиты) за счет изъятия средств с населения. При этом как бы остается незамеченным то очевидное обстоятельство, что если объем работ постоянен, то способ перекачки средств никак не влияет на фактические затраты на проведение этих работ.

На взгляд населения, данная «фигура» выглядит следующим образом: содержание систем ЖКХ до начала реформы производилось сперва непосредственно из бюджетов предприятий, потом из местных бюджетов, т.е. за счет передачи ей части налоговых сборов с предприятий и с населения. Поскольку ни количество услуг от системы, ни их качество не изменилось, то в ходе реформирования сумма расходов не может измениться, следовательно, размеры изъятий на оплату также измениться не должны.

Иначе говоря, изменения могут быть только в том, что данная доля изъятий - прежде всего с предприятий, растворенная в общем их объеме, сокращается ровно настолько, насколько повышается доля прямых отчислений в адрес системы ЖКХ от населения и других потребителей : эти средства не проходят больше через городскую казну. Соответственно, полученная разница теперь возвращается населению в форме заработной платы (т.е. данные начисления аннулируются) и далее - уже самим населением - вносится в виде оплаты услуг в систему ЖКХ.

Однако фактически произведена другая «фигура» : никаких реальных перерасчетов налоговых отчислений не произведено (формально это компетенция оргуправления на местах, но никак не системы ЖКХ, реализующей совершенно иную функцию). Вместо этого, опираясь на лозунг реформы, руководители системы ЖКХ назначает свои ("удобные" им) тарифы, а казна изымает налоги в прежних размерах со всех подряд.

Выяснять, продолжается ли финансирование системы ЖКХ от муниципального бюджета и в каких размерах, куда уходят изъятые (фактически - незаконно) средства - и затруднительно, и малополезно. Тем более, что и без этого явно просматривается незаинтересованность властей (а равно и системы ЖКХ) в лишении дополнительного источника доходов. Население вполне отчетливо обнаруживает «фигуру» манипуляции по ее «конечному продукту» (см. также п.5) - и не особенно-то склонно к рассуждениям, ежели дело касается его жизненных интересов.

В этом смысле ресурс оргуправления, использующего демонстративные средства (как замещающие практическое действие), ныне весьма ограничен. Напр., разные объяснения типа (цитирование - близко к оригинальному тексту): «...авария вызвала затопление полутора сотен квартир, а жилинспекция за это оштрафовала ЖКХ, после чего деньги должны были уйти «в округ», а мы проявили изворотливость и губернатор оказал милость, забрал только половину, мы на этот случай специальный внебюджетный фонд организовали, он дескать теперь нас застрахует ( т.д., и т.п...)». Ресурс такого конструктива составляет всего несколько минут, пока до слушателя (или зрителя) не дойдет, что все эти манипуляции в лучшем случае его не касаются, т.к. от них ему от них не жарко и не холодно (как в переносном, так и в прямом смысле); никто из потерпевших никаких компенсаций не получит - это очевидно, а манипуляции в конечном счете все равно будут прямо или косвенно оплачены за счет самого населения. Кроме того, всем очевидно, что в результате такой "организации" будет расти число дармоедов - в форме всяких "контор", инспекций и проч., что в конечном счете тоже будет оплачено из кармана населения. Никто из данных структур за счет дополнительного труда и последующих отчислений из своего личного бюджета убытки компенсировать не станет, ремонт все равно придется делать за счет самих жильцов. Ясно также, что заставить своих работников произвести ремонт без оплаты этих ремонтных работ оргуправление системы тоже не в состоянии. Отсюда - превращенная логика : чем чаще аварии, чем опаснее их последствия, тем выгоднее для системы, доходность растет... Но население уже имеет опыт противодействия такому вымогательству и так или иначе изыскивает контртактики (опыт невлипания в подобные рассуждения уже получен - оценивается только практический результат, он и есть главный, если не единственный, аргумент).

 

4. Практика налогообложения как материально - финансовая основа функционирования системы ЖКХ.

            Употребляемая ныне повсеместно система налогообложения (точнее : налогоизъятия) формально выступает источником финансово - экономического ресурса : как для оргуправления, так и для функционирования систем ЖКХ[12].

Существенно, что существующая конструкция налогового документооборота такова, что его точное и неукоснительное исполнение самими налоговыми органами практически невозможно, т.к. требует трудозатрат, соизмеримых с затратами на сами якобы "контролируемые" деятельности. По этой причине ныне ни для кого не секрет, что данная система используется двояко:

- как способ нажима на платежеспособные структуры - в случае, когда нужны собственные оперативные средства (как внутри самой структуры налогообложения/налогоизъятия, так и для территориального оргуправления);

- как средство «воспитания» : как задание такой структуры сознания, при которой обеспечивается полная контролируемость/подчиняемость деятельностей (в том числе в отношении разного рода изъятий), т.е. полная покорность оргуправлению.

            Поэтому очевидно, что на практике реализуется система "откупа/отступных", нежели машинно работающая система налогообложения, и ее действенность распространяется прежде всего на различные ведомственные организованности, но никак не на частные деятельности населения (цветистая эмпирика по этому поводу - за рамками темы данного текста, "эффективность" такой "работы" муссируется повсеместно и непрерывно, хотя никаких практических действий по этому поводу невозможно обнаружить даже под микроскопом).

 

5. Пределы ресурсообеспечения оргуправления в современных условиях.

В публикациях последнего времени постоянно отмечается существенное сокращение ресурсной базы оргуправления - как в Центре, так и на местах: практически отсутствуют такие его рычаги, как политический, идеологический, силовой, юридический[13] .

В настоящее время реальным ресурсом изъятия/распределения выступает практически единственный : финансово-экономический эквивалент овеществленного труда - такова общепринятая аксиоматика.

Однако данный вид ресурсов ныне не вполне подконтролен национальному оргуправлению: продолжающиеся манипуляции с национальными денежными единицами в очень большой мере (и надолго) обесценили их. Функционирование национальной «экономики» стабилизируется за счет ее дублирования внешней финансово экономической системой, т.е. применения «твердой валюты».

 Условием доступа к источникам данного ресурса как для Центра, так и -  в опосредованном виде - на местах, выступает удержание оргуправлением режима стабильности, понимаемой как предотвращение открытых конфликтов с населением и различными структурами (напр., военными, промышленными и др.). Это, в свою очередь, выступает условием стабильности доступа к сырьевым (в т.ч. энергетическим) ресурсам страны мировому (технологизированному) сообществу и обеспечивает невозобновление режима военного противостояния (прежде всего - ракетно - ядерного).

Позиционирование местного оргуправления относительно доступа к «твердым» финансово - экономическим ресурсам делает его действия уязвимыми со стороны Центра (а также курируемых им структур, выступающих основой валютной политики Центра : в случае города "N" - это объединения нефтегазового и энергетического комплекса). Повсеместно структуры местного оргуправления содержатся «на голодном пайке» - в валютном смысле. Поэтому рассчитывать на решение вопросов реорганизации, в данном случае - ЖКХ, за счет такого рода «поддержки» - вряд ли здравосмысленно[14].

В результате, поскольку компенсация предполагаемых затрат на нужды ЖКХ из налоговых изъятий не опирается на сколько - нибудь реальные механизмы, а «задолженность» населения прогрессивно растет, то оргуправление на местах (и вместе с ним система ЖКХ) оказывается в патовом положении - оно сталкивается именно с «вязким саботированием» со стороны населения, и реальных средств дальнейшего давления у него нет (т.е., как и предполагалось, в действиях Центра они оказались крайними)[15].

 

6. Другие пути наращивания ресурсообеспечения оргуправления и систем ЖКХ.

            Оба способа получения финансово - экономического ресурса, обозначенные в п.5. (а именно: «силовое» обеспечение поступлений - типа налоговых изъятий, а также централизованные поступления - через «долларовый коридор») - для дальнейшего распределения в бытующих ныне техниках оргуправления/властвования, являются ограниченными в отношении их дальнейшего наращивания (и, следовательно, эффективности).

В то же время существуют другие возможности наращивания финансово - экономического ресурса, построенные не на затратных принципах.

Так, в частности, гарантированным источником финансово - экономического ресурсного обеспечения выступает разворачивание сферы платных услуг населению - по обслуживанию, ремонту, дополнительной реконструкции жилых помещений, электрооборудования, водопровода, канализации и т.п. До настоящего времени практически никак не освоена практика утепления жилищ, напр., путем остекления балконов (что в настоящее время делается силами стихийных бригад, набираемых из привозной рабсилы и организуемых местными предприимчивыми жителями). Точно так же происходит обеспечение металлическими дверями, решетками на окна (благо грабежами нынче никого не удивишь), переоборудование дверных рам, ремонт электрооборудования и сантехники. И т.д., и т.п.

При этом следует ясно понимать, что приведенный выше (эмпирический) вариант оргсхемы не является единственно возможным, его статус - быть иллюстрацией другого (предпринимательского) подхода к организации функционирования системы.

Существо же такого пути состоит в том, что задается иной принцип соорганизации "сторон" - согласованный и взаимовыгодный договор (а не взаимное "выкручивание рук", именуемое ныне лукаво "договорами" и проч.) - практика, непривычная нынешнему менталитетному сознанию - как оргуправленческому, так и массовому : требуется кропотливая и профессиональная работа, а не халтура и обещания...

 

7. ЖКХ - реформа и процессы в общественном сознании.

            Очевидным следствием манипуляций с оплатой расходов на ЖКХ - под лозунгом проведения реформы является разрушение организованности в сознании населения, обеспечивавшей устойчивость функционирования одного из социокультурных (и хозяйственных) механизмов - в данном случае - в моменте оплаты содержания жилища, формировавшегося в течение долгого времени - через опыт родителей, через систему воспитания и т.д.[16]

Глубинная сущность проблем, возникающих в ходе реформы ЖКХ состоит в том, что неадекватными действиями оргуправления разрушаются представления об организованности, принятые социумом и отдельно взятым индивидом как естественная норма действия.

А именно они являются главным (и наиболее ценным) продуктом эволюционирования человечества, его становления - «оцивилизовывания» и выступают стержневой опорой того качества жизни, которое достигнуто в мире. Эти представления, будучи оформлены в виде знаний, привычек, законов, систем действия и т.п.), реализуются (либо не реализуются), обеспечивая порядок - как форму и как способ реализации воспроизводства популяции и отдельно взятого индивида (в других терминах: им соблюдение данных правил взаимовыгодно).

И если данная организованность нарушается, автоматически качество воспроизводства популяции (его устойчивость, напр.) понижается на ту же величину (в принципе - вплоть до животной деградации с соответствующим сокращением поголовья)

Определенности ради необходимо указать на место «крепления» организованности:  она существует именно и только в сознании любого отдельно взятого индивида (либо не существует) - и нигде в другом месте. «Внешние» носители есть лишь вспомогательные средства. Никакого смысла нет в законах, если их никто не знает и не выполняет (но они могут иметь и «превращенное» употребление- подобно тому, что реализуется поныне в РФ).

Вполне очевидно, что «выращивание» данной организованности есть весьма трудный и длительный процесс, искусство, опирающееся на предъявление реальных образцов и прототипов деятельности и действий как отдельных индивидов, так и социокультуры в целом - как системы.

Режим противостояния населения и властей - как традиционная социокультурная норма России (в отличие от большинства современных цивилизованных наций), создает специфические условия бытия обеих сторон. Можно показать, что именно  затянувшееся воспроизводство этого режима и явилось главной внутренней причиной вынужденного запуска нынешних реформ (в том числе и ЖКХ как частной реализации), т.к. идеологический, а вслед за ним и силовой ресурс национального (а равно - и местного) оргуправления в условиях окружения более прогрессивными (в смысле организации) национальными социокультурными системами оказался исчерпанным полностью[17].

Поведение Центра реализуется по прежним шаблонам и нет оснований ожидать изменений, т.к. острота конфликтности ситуации проявляется в другом месте - в зоне непосредственного взаимодействия власти и населения, т.е. на местах. В то же время именно на местах проблема выстраивания нового способа взаимодействия властей и населения на другой, более практичной основе выступает как неукоснительно требующая своего принципиального и практического решения.

Реализующаяся в настоящее время тактика властей практически повсеместно сводится к наращиванию дистанции между ними и населением. Однако вполне очевидно, что данная траектория выступает мерой сугубо временной, а также является индикатором неспособности властей к реальной практической работе с процессами (а не «с людьми»).

Дефицит организованности в этих условиях может быть восполнен за счет включения неупотребленного ресурса деятельности населения (как бы поверх и помимо властей) в другие, более мощные системы деятельности. Это и происходит, по факту, как организационно - идеологическая экспансия мирового технологизированного сообщества.

Утрата при этом национальной культуры, самостоятельности и проч. не выступают для отдельно взятого индивида как личная жизненная трагедия. Более того, данная ассимиляция может восприниматься как долгожданное избавление от тягот неорганизованности и идиотизма ближайшего прошлого.[18] В то же время нетрудно показать, что деградация и вымирание нации не обязательно должны составлять предмет озабоченности мирового сообщества. Иначе говоря, проблему конфликтности нация так или иначе оказывается вынужденной решать за свой счет, пусть даже путем копирования (точнее, адаптации) импортных образцов - хотя это не лучшее решение.

 

Ситуация с реформой системы ЖКХ повсеместно выступает как точка, где острота обозначенной выше проблемы обнаруживается с наибольшей полнотой и демонстративностью - поскольку она подлежит как теоретическому, так и практическому решению - причем сугубо силами местных властей. И, как показывает практика ее проведения, до настоящего времени реализуются исключительно "коммунальные" средства оргуправления (см. п.1.3.) - без выхода на принципиальный уровень, т.е. осуществляется демонстрация (иначе говоря: уход от решения проблемы).

 

II. Перспективы реализации реформы ЖКХ муниципальным и ЖКХ- оргуправлением.

            Для наглядного понимания существа перестройки схем оргуправления в условиях проводимой реформы надлежит формализовать исходную структуру системы (или совокупности систем) и ее предположительный (желаемый, мыслимый) конечный вид.


 

            Так, исходная структура может быть интерпретирована следующим образом (схема 1).

            Система ЖКХ находится на полном довольствии муниципального бюджета, собирающего налоги с предприятий и населения через соответствующие подчиненные ему механизмы.

Прямого контроля качества исполнения работы системы ЖКХ со стороны потребителей нет. Он производится опосредованно - через муниципальные органы власти. Население отчисляет за услуги суммы, частично покрывающие расходы на производство работ системой ЖКХ, основная часть покрывается за счет изъятий от предприятий, прежде всего крупных.

Данные расходы как бы растворены в общем объеме муниципального бюджета, контроль за ними весьма затруднителен, соответственно, и за объемами и качеством самих работ - тоже.


 

На схеме 2 представлена предполагаемая возможная конечная конфигурация оргсхемы,  получаемая в итоге реформы.

Система ЖКХ поставлена в один ряд с другими производственными и прочими структурами, производящими те или иные продукты, услуги и т.п. Взаиморасчеты системы ЖКХ  с потребителями производятся по тем же схемам, что и между любыми другими взаимодействующими сторонами. Налогообложение всех взаимодействующих сторон также не имеет принципиальных отличий, при этом изъятие налоговых отчислений в городскую казну специально для нужд обеспечения системы ЖКХ не производится. Ныне существующая разница выплачивается населению работодателями в форме зарплаты (или добавки к пенсии - через каналы соцобеспечения и т.д.), т.к. и с них, соответственно, данные средства не изымаются (кроме прямых выплат  за услуги ЖКХ, оказываемые самим этим структурам, что не входит в компетенцию налогообложения/изъятия).

Однако помимо этого, в силу специфики функционального положения системы ЖКХ необходима дополнительная организация специальной деятельности по локализации возможных дисбалансов, обусловленных «естественным монополизмом» этой системы. Именно в данном пункте местным (муниципальным) властям надлежит организовать надежные административно - политические механизмы удержания социально - хозяйственного баланса.[19]

 

            Кроме сугубо оперативного плана работы - особенно в ситуации реформы системы ЖКХ необходимо рассмотреть также более широкий, стратегический план организации  деятельности городского оргуправления (схема 2 - а).

 

            В конечном счете деятельность любого оргуправления (в том числе и муниципального) направлена прежде всего на структуры сознания исполнителей - и только затем (их руками) приводятся в движение те или иные материальные объекты, запускаются разнообразные процессы и т.п.  Можно принять как аксиому положение о том, что устойчивое оргуправление - коли оно «желает» быть собственно оргуправлением (а не «отслеживающим придатком» непонятно чего), должно неукоснительно проводить работу по формированию пригодного для управления сознания, способного различать команды и указания, самостоятельно оперировать в обозначенных рамках, адекватно реагировать на действия других индивидов и систем.

 

Применительно к реформе системы ЖКХ данные полагания имеют вполне конкретное воплощение.

С одной стороны, эта система нуждается в постоянной доукомплектации кадрами - и если ничего не предпринимать, то рост паразитарности ее персонала неизбежно приводит к неуклонному удорожанию содержания системы, росту аварийности и т.п. - т.е. к постепенному прекращению ее функционирования. Иное решение (уже во многом хорошо освоенное) - задействовать более дисциплинированную, организованную и квалифицированную импортную рабсилу - сугубо ситуативное, оно не выдерживает критики как основа стратегии оргуправления : «качество» населения падает, насаждается организационный (а вслед за ним - и жизненный) развал. Неизбежным следствием такой «политики» является «угасание места» - известный исторический процесс.

Таким образом, устойчивое и экономичное функционирование системы ЖКХ требует наряду с ее техническим оснащением соответствующей работы на перспективу в отношении обеспечения ее (как и других систем) местными квалифицированными, дисциплинированными и организованными кадрами. А данная задача выходит за рамки только ситуативного («пожарного») реагирования, т.е. относится к перспективно - стратегическим.

            В принципе возможен (и достаточно вероятен) и более жесткий сценарий : «труба» избавляется от лишних людей, оставляет только собственное оргуправление, специалистов и охрану, остальное - за счет привозной рабсилы. Город при этом вообще отстегивается от подпитки и подлежит постепенной ликвидации, поскольку ни лица, ни ценности не имеет (см. сценарии употребления г.Урая и г.Когалыма, а также нынешние действия Центра в отношении системы ЖКХ страны). По крайней мере, уже сейчас существует соблазн развернуть подобный сценарий.

            Население города в этом случае оказывается в ловушке : профессионализма явно недостаточно для встраивания в жизненно - трудовые циклы в других местах (здешние «пятерки» в аттестатах не тянут даже на «тройки» на Большой земле...). Привычка к относительно высоким доходам, получаемым за одно только пребывание в «экстремальных условиях», сформированная за десятилетия, делает такое бегство несбыточной мечтой. А «высокий уровень» во многом превратился уже в миф, т.е. реально прежних преимуществ перед Большой землей нет - осознание этого также имеет место. В этом состоит одна из главных причин «порозовения» массового сознания за последний год, обнаруживаемая в ходе подготовки к очередным выборам[20].

Другой стороной проблематики - в том числе в рамках реформы системы ЖКХ  выступает работа с общественным/массовым сознанием - по его развитию, оформлению, структурированию. Регулярно и сознательно производить требуемые отчисления в муниципальный бюджет, в адрес системы ЖКХ  и др. может только гражданин (в прямом и точном смысле этого слова)[21]. Разумеется, дело не только (и не столько) в «отчислениях», рамка такой работы значительно шире.

Несмотря на практически полное отсутствие проработок по этому поводу у Центра, острота постановки проблемы, ее актуальность на местах не вызывает сомнений, особенно применительно к тем сторонам работы оргуправления, которые имеют в качестве объекта  «нематериальные сущности» - образование, культуру, профессионализмы, идеологию, организацию среды и т.д. До настоящего времени силами местного оргуправления такая работа не проводилась, представление об упомянутых «нематериальных сущностях» отсутствуют, либо они заменяются на весьма  примитивные фигуры речи, типа: «Наша цель  - дать достойное образование детям...», «Мы превратили наш город в культурный центр...», «...у нас все есть, мы знаем, что нам делать...» и т.п.

            Данные высказывания выглядят весьма сомнительно, т.к. на деле без труда прочитывается отсутствие представлений как о самих целях, так и о средствах их достижения. И культурная политика, и управление образованием отождествляются с административно-хозяйственной деятельностью по поводу объектов культуры и образования (ДК, школ, бассейнов и др.). Культурные и образовательные программы приравниваются к плану мероприятий, к графику ремонтно - пусковых работ, к набору лозунгов и директив.

 

Еще большим курьезом выступает наивно-диаматовская риторика о «естественности» процессов в социокультуре, как бы невзирая на очевидность, что у каждого действия есть свой продукт и свой «автор» (риторикой закрывается его местоположение). Заодно данная «естественность» используется как обоснование неспособности или нежелания «автора» к требуемому действию.

Разовые попытки «насаживания мышления», предпринятые местным оргуправлением в конце 80-х - начале 90-х годов, не привели к желаемому результату, хотя и задали некоторые ориентиры. (Имеются в виду контакты с методологами группы Г.П.Щедровицкого и др., однако снятыми оказались по преимуществу техники рече-, словотворчества, но не сами мыслительные процедуры.)

Можно предположить, что работа именно этого типа должна быть продолжена, т.к. иных инструментов в руках местного (и, как вычислено, - центрального) оргуправления по проблематике такого уровня просто нет[22], опыт этой работы накапливается весьма медленно, с большим трудом.

            Это означает, что работа с «нематериальными сущностями», составляющими содержание сознания, должна проводиться не менее регулярно, чем решение каждодневных задач. Однако специфика этой деятельности состоит в том, что сам «объект» непригоден для применения к нему приемов и техник работы, используемых, напр., в хозяйственно - административной работе. И игнорирование этого обстоятельства, как показывает практика - и местная, и общенациональная, - весьма болезненно сказывается на качестве социокультуры населения.

Наращивая организованность сознания населения территории, местное оргуправление тем самым увеличивает ресурс своей деятельности и, соответственно, - наоборот.

Пока же осуществляются разные "мероприятия", принимаются постановления, создаются новые оргструктуры и т.п. - из типового набора, до "зубной боли"... - но двигается ли хоть что - нибудь при этом (?), да и может ли двигаться (?) - таков нехитрый ответ на вопрос перспективы реформы ЖКХ, организующей потенции власти, будущности нации с так устроенным сознанием.[23]

 

 

 

 

III. В качестве итога :

Конструкция текста данной аналитической проработки не имеет случайных фрагментов, т.к. ориентирована на организацию понимания и в этом отношении выдержана по возможности «без купюр».

Данная проработка позволяет выделить два плана действия : ситуативный и перспективный. Первый относится к альтернативным путям реорганизации муниципальных оргсхем (включая систему ЖКХ), второй - к формированию организованности общественного сознания как основы уклада жизни на данной территории, его устойчивости, эффективности оргуправления.

Оба плана равно значимы, причем если первый связан с оперативными решениями, в т.ч. хорошо освоеными нынешним оргуправлением, то второй во многом подлежит еще освоению, т.к. централизованная практика руководства прежних десятилетий вообще не предполагала даже поползновений на местах по этому поводу. В то же время именно данный план выступает повсеместно (в том числе и в г. N) наиболее узким местом оргуправления, а далее, как гласит американская поговорка : «...Помоги себе сам, и бог тебе поможет...».

 

"ОДА"



[1]           «Фольклорная» формула акции: на тебе, боже, что мне не гоже...

[2]           Так, не случайно правительственный циркуляр, предписывавший руководству территорий представить отчетность о проведенных мероприятиях в отношении реформы ЖКХ, выпущенный в середине прошлого (1997) года, был проигнорирован подавляющим большинством территорий (более 80%), куда он был направлен.

[3]           Ближайший общеизвестный прецедент подобного взаимодействия в новейшей истории России относится к 1991 году, когда граждане Москвы и пригородов оказали эффективное противостояние попыткам «наведения  порядка» - с применением вооруженной силы (прецедент провала действий тогдашнего оргуправления в форме ГКЧП). В течение последующего периода времени Центру удалось избежать открытых прямых конфликтов (как одной из форм прямого взаимодействия) как с гражданами, так и с населением страны.

Данная «неуязвимость» достигнута прежде всего путем наращивания расстояния между властью и населением - за счет перепоручения функции нормирования (и организационного обеспечения) жизнедеятельности населения местному оргуправлению. При этом Центр сохранил (приватизировал) за собой главным образом наиболее легкодоступные для контроля области деятельности (экспорт сырья и энергоносителей, выпуск денежных знаков и т.д.).

[4]           Фактически, Центр, переложив на плечи местных властей функции работы с населением, снял с себя проблему дефицита средств реального оргуправления (и, соответственно, вновь сделал невидимой свою неспособность к организации собственного мышления/работы по данному поводу) - теперь дефицит обнаруживается явно лишь на местном уровне, где спрятаться уже не за кого.

 

[5]           Не случайно он не допускает высокой плотности заселения, поскольку эксплуатируются «естественные», природные источники воспроизводства - лес, поле, водоемы, ближние грунтовые воды и т.д.

[6]           Данное суждение может быть отнесено к любой области: тенденция вытеснения физического (мускульного) труда машинами, а также операционного разделения и алгоритмизации труда человека (включая оперативное оргуправление) носит повсеместный общецивилизационный характер.

 

[7]           Именно к таким можно отнести системы ЖКХ городов: нетрудно представить себе, что будет происходить, если на несколько дней прекратится по той или иной причине подача электроэнергии (ряд производств можно временно остановить, но если жилища оборудованы холодильниками и электроплитами, а тем более электрообогревом зимой, то ...), или подача воды (она расходуется не только на питье, умывание или стирку, но и как транспортный носитель в канализационной сети, и, следовательно,...), или отключение горячей воды в зимний период и т.д.

[8]           По этому поводу в ХХ веке получен значительный исторический опыт, особенно в России, где последовательность провалов, включая последний из них (т.е. вязкое поражение в Чечне), практически разрушила «тайну власти». Поражение получает не нация или страна в сражении с кем-либо (это лишь поверхность), его получает собственное оргуправление и национальное сознание.

[9]           В настоящее время как национальное, так и территориальное оргуправление не  располагает ресурсом власти, достаточным для сколько-нибудь развернутого силового давления (типа расстрела демонстраций в Тбилиси или Риге), поскольку не в состоянии обеспечить требуемую организованность даже в силовых структурах.

[10]         Периодическое появление искомых запчастей на рынках города свидетельствует, во - первых, о «дырявости» низовых звеньев, а во - вторых, о голодном пайке рядовых исполнителей, провоцирующем на данную форму воровства (в данном месте граница между воровством и лриватизацией выглядит весьма тонкой).

[11]         Т.е. самодельных электрообогревателей, как правило мощностью от 1 - 2 квт и более.

[12]         При этом в начальный период формирования налоговой системы в РФ бытовало изумление по поводу стремительного роста списка налогов и их совокупного процента. В пределах здравого смысла с самого начала было очевидно, что никакое реальное производство такого пресса выдержать не сможет - если оно будет действовать, точно придерживаясь норм такого законодательства.

[13]         Как неоднократно отмечалось, в условиях СССР (а далее и РФ) юридическая действительность есть нонсенс (ее становление - как неукоснительно работающего самостоятельного социокультурного механизма - есть дело пока неопределенно далекого будущего).

 

[14]         На местах достаточно часто обнаруживается та же фигура действия, что и у Центра, который для того, чтобы обезопасить себя от населения и давления регионов, выстроил свою собственную схему «долларового цикла». По этой же схеме действуют и на местах : налаживаются «юаневые циклы», «шекелевые» и др., в которых рублевые поступления перед их окончательным «захоронением» используются для «прокрутки» - как путь самообеспечения оргуправлением самого себя. При этом фактически наращивается функциональная оппозиция двух подсистем/страт, как относительно независимых : оргуправления и населения.

[15]         Местная специфика : реальную ресурсную поддержку - как заинтересованная в «порядке» структура - в  принципе может оказать "энерго - нефте - газовая труба", т.е. сырьедобывающие и энергетические ведомства. Однако такой исход позволяет «трубе» диктовать свои условия, в частности, по широкому и бесконтрольному привлечению дешевой и организованной «голодной» привозной рабсилы (т.е. территориальное оргуправление лишается возможности обоснования собственной необходимости через «работу» по поводу населения, типа «заботы о...». Вводимые административно ограничения на импорт рабсилы неэффективны. В этом смысле «трубе» выгодно оказать такую помощь - но не безвозмездно.

[16]         В других терминах: порядок, дисциплина и т.п. есть обозначение организации,  т.е. того инструментария, который обеспечивает выживание (воспроизводство) как индивиду, так и популяции в целом . Разрушение организованности дает хаос - систему с минимальной собственной энергией - если пользоваться общефизическими представлениями.

            Данная деструкция - лишь фрагмент обшей "работы" в этом направлении - прочно утвердилась массовая практика взаимных неплатежей, пустословия и проч. "прелести" нынешних "реформ".

[17]         Включая и бряцание оружием: падение СССР произошло без единого выстрела, несмотря на усиленное формирование образа врага - как исторический национальный курьез.

[18]         Так, постоянная эмиграция населения России в течение последних двух столетий так и не составила предмет озабоченности национального оргуправления, однако она - есть не что иное, как отказ самого населения от принятого им же в данной местности устройства жизни (а значит, и идеального пласта - т.е. массового сознания), т.е. признание места непригодным для жизни (метафорически: «гиблые места») и перемещение себя в иные условия социокультурной организации.

Ныне «гиблость» ассимилируется технологизированным сообществом прежде всего по причине его опасности в случае неподконтрольности (постоянно  существует угроза военных авантюр, как средства «замазывания» собственных внутренних проблем аборигенами).

[19]         В качестве прецедента и прототипа можно указать на многолетний опыт ряда стран Северной Европы (Голландии, Дании), где созданы специальные общественно - административные структуры по согласованию интересов производителей сельхозпродукции и ее потребителей (для начала - перекупщиков и торговцев). Такие сессии проводятся, как правило, в сентябре и длятся около месяца - в весьма напряженном режиме, где просчитываются балансы трудозатрат, расходов по различным статьям и т.д., после чего назначаются индексы цен на товары данной группы. Подобная практика позволяет обеспечивать как высокую продуктивность производителей, так и высокий уровень потребления в этих странах. Одновременно за счет сугубо административных механизмов удается преодолеть соблазн «выжимания прибыли» за счет монополизации влияния и «выкручивания рук» потребителю (прежде всего через систему штрафов и субсидий).

[20]         Резкий крен «симпатий» в сторону КПРФ и ЛДПР - стартовые рейтинги «подпрыгнули» более чем в 2 раза.

[21]         В принципе можно сказать, что налоги платят не люди, а их сознание, устроенное требуемым образом (структурированное/дисциплинированное). При этом надо понимать, что «оно» не только налоги платит, но и действует, производя что - либо (в этом смысле налоги - есть гражданская форма организации обмена продуктами труда).

[22]         Наробраз, ПТУ и высшая школа не являются в городе N структурами, способными обеспечить приемлемое качество населения и рабочей силы. Более того, полагания, лежащие в основе современной системы обучения в РФ на всех его ступенях, более чем сомнительны. Об этом можно судить по результатам: налицо деградация учебных и трудовых навыков, даже элементарной грамотности - напр., от учеников до управленцев Наробраза среднего и верхнего звена. Анализ тенденций, преобладающих в келейно проектируемой и явочным порядком проводимой «реформе» образования позволяет сделать заключение о разворачивании данных процессов. Не лучше построена работа других «ведомств», ответственных за формирование идеологии и массового сознания.

[23]         Почему-то приходит на память строчка из В.Высоцкого : "...ящик дурацкий для идиотов..." - грустно, когда это относится к себе, но если никаких телодвижений при этом нет, то, значит, ресурс воспроизводства еще не исчерпан полностью...