"ОДА"

"Д-Бат."

ГЛАВА 9

Школа

"Каково место школы в обществе?[1]" На этот вопрос можно попытаться ответить через два других: что делает школа и что сделала школа? Первая картинка рисуется самими педагогами: школа дает знания, передает некоторые общечеловеческие ценности, борется за гуманизацию, ставит в центр личность ученика, организует общение и пр. Но если она это делает, то, очевидно, и сделала что-то хорошее. Чтобы ответить на вопрос "Что сделала школа?" не надо, наверное, никаких объяснений, достаточно просто походить вечером по улицам города или проехать в троллейбусе, поставив перед собой задачу - не увидеть ни одного пьяного лица и не услышать мата. Вряд ли этот эксперимент закончится удачно... Вот что школа сделала. Налицо ее продукт - выпускники. Есть, конечно, и другие. Можно включить телевизор на очередном съезде и увидеть там благополучных - те продукты, которыми школа, очевидно, гордилась. Те, кто в школе был на вершине успеха. Но при таком раскладе сразу хочется снять со школы ответственность за производство такого "продукта", хочется переложить ее на общество, на родителей. Но при этом надо честно признать, что все разговоры насчет того, что "делает школа", есть миф, а на самом деле школа ничего иного не делает, как только воспроизводит общество, в котором существует. А поскольку вранье есть необходимое условие существования данного общества, школа воспроизводит и его, прикрывая неприглядную правду красивыми мифами. Итак, школа есть  место,  инструмент  для воспроизводства общества, именно общество и определяет, какой будет школа, и роль школы в этом смысле всегда вторична. Школа воспроизводит общество уже существующее, при таком понимании прогноз на будущее весьма мрачен - с каждым витком мы будем получать все более и более "плохое" общество.

В  истории  были  попытки  выбраться  из  этого  круга - спроектировать "хорошее" общество, а под него, соответственно, спроектировать   соответствующую систему подготовки. Первая масштабная попытка была у большевиков. Здесь не говорится о качестве этого проекта, здесь говорится о самом факте искусственного отношения к построению общества, общества принципиально иного. Средства для формирования желаемого общества - новая система подготовки. Самым большим делом большевиков, обеспечившим построение "социализма", были не индустриализация, не коллективизация, не создание партийно-бюрократической системы, а создание принципиально новой системы подготовки. Все остальное - уже следствие работы этой системы. Школа в этом аспекте идет не по пути уже устоявшегося, а ориентируется на модель общества желаемого, которое хотелось бы получить. По пути социально-педагогического проектирования в послевоенные годы пошла Япония. Ей была навязана модель общества, построенного на основе западно-европейских и американских стандартов с учетом японской специфики.

Под эту модель была спроектирована система подготовки от яслей до университета. Запуск этой системы сделал свое дело безо всяких революций и глобальных потрясений - уже через двадцать лет Япония вышла в число передовых стран мира.

Основная задача системы подготовки - подготовка к вхождению в социум (подготовка к "жизни"). Место системы подготовки в обществе (если брать за  основу естественный подход) - место машины, воспроизводящей существующие картины мира, существующие системы представлений и тем самым воспроизводящей существующие способы действий, образ жизни, существующий социум в конечном итоге. Базовый процесс в существующей системе подготовки - трансляция социальных отношений (подготовка к вхождению в уже существующие машины)... Функции педагога - исполнение ряда действий в рамках не осознаваемой им деятельности. Главная характеристика выпускника - способность к вхождению в существующие  машины,  оснащенность свойствами управляемого материала (траектория жизни в естественном подходе).

В своем устройстве и способах функционирования система подготовки  "снимает" устройство и принципы функционирования наличествующих в обществе машин. Система подготовки отражает социум, являясь как бы его копией. Для реализации своей задачи - воспроизводства социума - система подготовки соорганизует различные отдельные машины-школы, задавая им характеристики тех или иных машин, к вхождению в которые должна осуществляться подготовка. Система подготовки по отношению к школам выполняет функции посредника между социумом и отдельными школами. Система подготовки может быть определена как совокупность отдельных самодостаточных машин, и, в то же время, система подготовки есть совокупность представлений, организующих деятельность подготовки. Именно совокупность представлений обеспечивает удержание отдельных машин подготовки в системе.

 Школа как единица системы подготовки

Современной школе уже более трех с половиной сотен лет. Ее первоначальный проект разработан Я.А.Коменским[2]. Что хотел Я.А. Коменский? Как и мы все, уничтожения зла и установления добра на земле. Единственный путь для этого - "делание из человека Человека". Человека, если он должен стать человеком, необходимо "формировать", чтобы действительно можно было сказать, что "Человек есть самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение". Мир можно спасти только мудростью – Софией. Пансофия (всемудрие, всезнание) должна стать достоянием всех и каждого - вот путь спасения мира. Какими средствами Я.А.Коменский решил задачу, поставленную перед собой? Как философ - разрабатывал идею пансофии как ядра идеи образования, как техник - проектировал механизм образования для всех, проектировал школу.

Какова сущность спроектированной Коменским школы? Период, в который жил Я.А.Коменский был периодом войн и междоусобиц, что повлияло на формирование его "хотения"; с другой стороны, это был период становления производства, что повлияло на форму механизма образования, спроектированного Коменским. Становление производств задает необходимость для создания существующей системы подготовки. По сути. Коменским спроектирована школа по принципу машины.

"…Попытаемся установить такое устройство школ, которое бы в точности соответствовало чрезвычайно искусно устроенным и украшенным различными приспособлениями часам". Ребенок, проходя через школу, приобретает основную способность - способность к вхождению в другие машины. В школе, спроектированной Я.А.Коменским, осуществляется подготовка к участию в производстве. Машинность школы задается четкой структурностью времени, места, предметов, позиций ученика и учителя. "Основою преобразования школ является точный порядок во всем", а "...искусство обучения не требует ничего иного, кроме искусного распределения времени, предметов и метода".

А как же дети? Ребенок внутри машины становится одним из элементов машины, приобретает привычку быть элементом машины. К нему, как к элементу машины, предъявляются достаточно четкие требования: "От учащегося  требуется  сообразительность, которая заключается в том, чтобы он мог, был в состоянии и хотел учиться. Три компонента способности к учению: первый компонент - готовность воспринимать, или же одаренность, второй - искусство рассуждать, или же рассудительность, третий - усердное стремление продолжать то, что начато, и это называется прилежностью". Внутри машины есть механизм, заставляющий ребенка выполнять требования к себе как к элементу машины. "Также в учении проявляются три составные части: вещь, которой обучаются, способ, применяемый в обучении, и какое-нибудь средство, которое способствовало внимательному восприятию учения. Вещь, которой обучаются, называется учебным предметом, способ обучения - методом, средство, побуждающее к учению, называется дисциплиной". Сформулированы и требования к "конечному продукту", выпускаемому, машиной: "чтобы он был 1) знающим все вещи 2) владыкою вещей и самого себя 3) чтобы он себя и все возводил к Богу, источнику всех вещей. Если мы эти требования выразим тремя хорошо известными словами, то получим 1) образование, 2) добродетель или нравственность 3) религиозность или благочестие".

Меняя требования к конечному продукту, можно получать разные типы подготовок - от русской гимназии до Гитлерюгенда, которые готовят к вхождению в разного типа машины.

Каково же при всем этом место учителя в школе?

От учителя, в принципе, такого же элемента машины, требуется способность обучать, "чтобы он умел и хотел учить. Учитель должен быть способным учить (ученым). Учитель должен быть сведущим в обучении (дидактом). Учитель должен быть жаждущим учить (он не смеет знать, что такое лень или неохота)".

Итак, коротко: проект Коменского удерживается на трех китах: предмет, время, дисциплина. Что делать теперь, когда все более очевидно, что проект не отвечает современным требованиям, и школа вследствие этого разрушается: ни предметность (в старом понимании), ни дисциплина не могут ее удержать?

В модели школы сняты все признаки машины производственного типа: расписаны основные узлы, их взаимодействие, заложен перечень норм, определяющих функционирование этой машины, определены процессы прохождения исходного материала по машине, средства обработки его и требования к исходному продукту. Соответствующие внешние по отношению к школе условия задают характеристики машин, к которым осуществляется подготовка, но главное назначение машины школы  -  программирование  на вхождение  в  машины,  остается неизменным. Массовая школа программирует на вхождение в машины производственного типа. Структурированность времени, места (классно-урочная система), структурированность материала, с которым работают ученики, ограниченный набор средств работы с этим материалом, который транслируется внутри машины, нормативность работы с человеческим материалом, которой вооружены учителя, строго регламентированные способы действий и поведения, иерархичность и разделение функций внутри машины, требования к конечному продукту - выпускнику - все это позволяет рассматривать школу как отдельную машину, осуществляющую "перевод" человеческого материала в место в машине. Школа - машина, могущая функционировать самостоятельно в любой системе подготовки, в любого типа обществе.

 Современная система подготовки

В нашей стране в настоящее время школа оказалась в особых условиях: при распаде единой военно-государственной машины на отдельные элементы школа оказалась единственным неэлементным самостоятельным  образованием.  Машинная организация школы в условиях существования единой машины тщательно "скрывалась" - за счет задания однородности школ, примитивизации ее функций. Школы, отражая характеристики единой машины, готовили, по сути, к одному - к вхождению в машину захвата, выпуская продукт, который, с одной стороны, вписывался прямо на подготовленное место (производство, армия), а с  другой стороны, в сознание выпускников, помимо исполнительской части, впечатывалась в разной мере ориентация на захват - от пассивного потребительства, заданного представлениями о распределителе,  до  активной  ориентации на захват места в распределителе. С началом разрушения единой машины школа стала работать "вхолостую" - ее выпускникам некуда было встраиваться, система мест, на которые была ориентирована школа раньше рассыпалась, сознание, обработанное для условий существования в распределителе, оказалось невостребованным в новых условиях. Можно констатировать, что  системы подготовки в настоящее время не существует, она рассыпалась на отдельные машины, в большинстве своем продолжающие  выпускать ненужный продукт. Знаки типа "образовательный стандарт" вбрасываются органами "управления", чтобы хоть как-то сохранить видимость системы, иначе объект управления полностью исчезнет.

 Место для самоопределения автора   или предисловие к "Азбуке"

"Азбука" - это автобиографическая книга. Обычная автобиография - перечень дат и событий, которые происходят в жизни автора. Но то, что происходит, всегда имеет свое начало, "кнопку запуска", из чего-то исходит. Все события, которые случаются в жизни, есть следствия событий, которые случаются в сознании. "Азбука" - частичная автобиография авторского  сознания. В ней отмечены некоторые вопросы техники, способы, знаки, через освоение (своего рода азбуку) которых проходил автор. "Азбука" - некоторые следы пути, который проходит его собственное сознание.

Книга написана за неделю, еще неделю автор подбирал нужную форму. Описывать объект, излагать результаты онтологической работы? Зачем? Просветительство губительно, к тому же важен не объект, а предметы работы. Описывать предметы (с помощью чего это делалось, как, какие средства и способы  были применены} - занятие тоже на "азбучном" этапе бессмысленное, онтология онтологизации и о предметах задаст объектное представление, но не научит их употреблять.

При простраивании объекта можно реконструировать со стороны, как это делалось, но при условии, что у реконструирующего есть опыт простраивания объектов, есть представление о месте под средство. А если нет, если это "Азбука"? Ее назначение - запустить работы по простраиванию объектов путем представления под разборку простейших (по способу получения) текстов. Снятие  способов работы и использование их для разворачивания работы по  простраиванию собственных объектов - таким я вижу итог работы читателя с "Азбукой". Один из планируемых мной результатов - осознание дефициентности, недостаточности уже имеющихся средств, техническое задание на конструирование новых средств работы. Автор надеется, что эта дефициентность также странслировалась читателю, по крайней мере, место под средства и их употребление задано. Задачи "Азбуки" определили и формы подачи текста - в предыдущих главах предъявлены три формы три "языка", тексты не доведены "до конца", везде оставлен "запас на вырост", есть провокационные и неграмотные ходы. Доведение текстов до схемы, обнаружение и исправление "лишних" и неточных ходов делегировано читателю.

"Азбука" - азбука средств. Автором, писавшим эту книгу, "Азбука" использовалась для инвентаризации собственных средств и поиска средств "передачи" наиболее простых из них. Для читателя… впрочем, это дело читателя, как он эту книгу употребит.

Назад :

"ОДА"

"Д-Бат."

К след. главе :

 


[1] Фрагмент статьи "Обгоним, летящих в пропасть?". "Большая перемена" 23-29 августа 1993г.

 [2] Фрагмент статьи "Как строить собор?". "Большая перемена" 18-24 октября 1993 г. (В статье использованы отрывки из работ Я.А.Коменского "Великая дидактика", "Предвестник всеобщей мудрости", "Новейший метод языков").