"ОДА"

"Д-Бат."

ГЛАВА 6

А ТЕПЕРЬ СЕРЬЕЗНО...

(тексты 6-9 глав написаны автором в августе - октябре 199З года)

 Образ жизни человека, способ его отношения к миру, способ его действий определяются системой представлений, которые формируются под влиянием достаточно разнородных факторов, в том числе в результате прохождения через ту или иную систему  подготовки. Формирование системы представлений  ("мировоззрения")  идет под воздействием как минимум одного из средств - нормирования или программирования, либо под воздействием их сочетания. В общности[1] носителями норм выступают сами члены общности. Норма в этом случае является нормой, организующей действие, сама норма складывается квазиестественно как образец, эталон когда-то успешно (с точки зрения воспроизводства индивидов) выполненного действия. Стремление к воспроизводству благоприятных для данной общности и ее членов условий существования заставляет воспроизводить систему норм, как организующих  действия,  направленных  на  воспроизводство  этих благоприятных условий. Постепенно формируется и соответствующая система представлений, включающая помимо норм действий и поведения еще и представления о самих благоприятных условиях - о желаниях, ценностях, целеполагании. В итоге система представлений охватывает все стороны жизни и деятельности индивида, как бы навязывает ему то, чего хотеть, к чему стремиться, как этого достичь, какой результат следует получить, как реагировать на происходящее и т.п.

Складывается определенная программа, задающая траекторию всей жизни индивида. При этом внутри программы есть кажимость, будто человек  самостоятельно выстраивает свою судьбу, определяет жизненную траекторию. В  случаях несрабатывания программы, в определенных ситуациях делаются попытки поиска более объемлющей программы (например, религиозной). Программа, как заданная индивиду извне (хотя и полученная в результате длительного прохождения по нескольким поколениям) не осознается индивидом как отдельная от него, как внешняя по отношению к нему. "Посаженная" на индивида, программа оестествляется. становится как бы "личностной", "индивидуальной". Поскольку варианты реализации программы, ее усвоенность, степень принятия у разных индивидов отличны, создается иллюзия, что траектории движения людей по жизни действительно индивидуальны. В рамках одной программы именно эти особенности в реализации программы определяют каждого из индивидов, отличают их друг от друга[2]. Отличие общностей друг от друга определяют уже не особенности реализации программ индивидами, а сами различные программы[3].

Общность можно рассматривать как своего рода квази-машину. складывающуюся на человеческом материале как бы естественно. Эта квази- машина выполняет две функции: работает по определенной программе и  одновременно  воспроизводит  эту  программу.  При возникновении нескольких общностей встает задача их соорганизации. Если задача соорганизации индивидов внутри общности регулируется программой, развернутой на  общности, то задача соорганизации общностей  (задача соорганизации разных  программ) вызывает необходимость возникновения специальных машин.   Машина воспроизводит программу, соорганизующую программы различных общностей. С появлением программосоорганизующих машин разделяются функции воспроизводства программы и ее реализации - по разным местам.  Машина воспроизводит программу, а для этого ей необходимо воспроизводить себя, общности во взаимодействии друг с другом реализуют эту программу, что дает каждой из общностей возможность воспроизводить и реализовывать собственную программу. Машина в этом случае отделена от человеческого материала.

 На рисунке ОБЩЕСТВО[4] - соорганизация общностей. Поверх программ, определяющих весь образ жизни индивида, работает программа, ориентирующая индивида на то, чтобы быть включенным в ту или иную машину. Программа на включение в машины вытесняет программу на принадлежность к той или иной общности, делает существование общностей "избыточным", превращает их в своего рода "запасные" места для выпавших из машины[5]. Программа на вхождение в машины запускается и в результате прохождения системы подготовки, оформленной Я.А.Коменским по машинному образцу. Если система подготовки действительно является машиной (при этом даже неважно, для чего предназначена эта машина), то прохождение по этой машине программирует, прежде всего, на вхождение в другие машины, формирует представления о необходимости машин,  о  машинном устройстве мира.

ОТ АВТОРА

Следовательно, для того, чтобы ответить на вопросы первых глав, необходимо выйти за рамки интересов, мотивов и прочих предметов "психоанализа" и перейти к рассмотрению программ и машин, в рамке которых эти действия имеют место. Следующие объекты анализа - государственная машина СССР-СНГ и машина системы подготовки.

"ОДА"

"Д-Бат."

К след. главе :

 


[1] Общность - соорганизация индивидов основанная на единственной системе норм обеспечивающей воспроизводство индивидов. Нормы воспроизводятся с воспроизводством машин ("передаются" на людях), поэтому нет потребности в машинах, отделенных от людей. Общность стремится к замкнутости, жесткому удержанию границ, не допускает вмешательства внутрь общности и отказывается от действий вне ее. Задачи воспроизводства индивидов и воспроизводства общности согласованы.

[2] Индивидуальными различиями, связанными с реализацией "жиэнедеятельностных" программ, занимается психоанализ. Э. Берн, например, рассматривает как складывается подобная программа, как она "опускается" на индивида, как руководит его действиями и поведением.

[3] Выбор вождей, например, предполагает выбор того, кто наиболее точно реализует программу. Передача прав старшего в общности по наследству обязывает членов правящего рода более тщательно хранить и передавать программу.

[4] Общество имеет несколько систем норм, носимых разными общностями. Поверх этих систем - единая система норм, обеспечивающая воспроизводство общностей. Надсистема норм воспроизводится обществосоорганизующей машиной отделенной от людей. Общество стремится к экспансии, расширению сферы действия машины. Силой, толкающей общество к изменениям, является противоречие между задачами воспроизводства общностей и воспроизводством машины соорганизации.

[5] Реанимация в последнее время некоторых общностей - казачества, например, может рассматриваться как попытка построить общество "снизу", через формирование общностей. С другой стороны, реанимация общностей является средством стабилизации, т.к. обеспечивает хотя бы локальное связывание человеческого материала. Средство связывания - структурирование человеческого материала через запуск программ, хоть сколько-нибудь культурно оформленных.