"ОДА"

"Д-Бат."

М.В. Волкова   

ЧАСТЬ I

Азбука

  "Азбука - 1. Совокупность букв какой-либо письменности,

расположенных в установленном порядке; алфавит

2. Книга для начального обучения грамоте; букварь.

3. Основные начала, простейшие положения, основы чего-либо"

("Словарь русского языка")

  ГЛАВА 1

АЗБУКА В КАРТИНКАХ (ЧЕРНО-БЕЛЫЕ КАРТИНКИ ЖИЗНИ)

Что нужно, чтобы появилась картинка? Нужен художник, который может посмотреть на нечто со стороны и решит это нечто нарисовать Нужны средства для рисования - кисти, краски, холст. Нужно само действие - рисование. Как рисует художник? Смотрит на нечто и то, что видит, изображает на холсте:

А как "нарисовать" всю жизнь? Как изобразить то, что происходит вокруг нас и в нас самих? На первый взгляд, задача не решаемая - жизнь не помещается в рамки самого объемного мольберта. Изменим вопрос "как нарисовать жизнь" на "как рисуется" жизнь в жизни? Мы живем (пусть каждый расшифровывает это слово, как может) и говорим о жизни.

Но то, что мы говорим о жизни, может рассматриваться как портрет жизни. Каждый из нас художник, рисующий жизнь с помощью слов. Я вижу жизнь, я описываю ее словами - я рисую картину жизни

Можно ли рассмотреть эту словесную картину жизни и увидеть на ней жизнь? И эта задача кажется не решаемой - слишком много художников, слишком много "картинок" - разговоров о жизни. Много ... но о многом ли? Попробуем все же встать на место "зрителя" и "вглядеться" в "картину жизни" Наш объект рассмотрения - разговоры вокруг нас, к которым мы относимся как к картине жизни.

 

Где находится наша "картинная галерея"? Везде, где говорят, - на работе дома, на улице. О чем там говорят? О работе, о доме, о жизни "за окном". На большой картине жизни прорисовываются отдельные детали.

Вот тематика "картинок", просмотренных за один день: о детях и школе (разговор в троллейбусе), о деньгах (разговор на работе), о начальстве (разговор на работе), о безработице и отсутствии денег (разговор в троллейбусе), о "торгашах" (разговор на улице), о детях (разговор дома). (Каждый может составить свой список). А что говорят? Поместим на листы "Азбуки" некоторые картинки.

КАРТИНКА ПЕРВАЯ

-       Представляешь,  муж вчера пылесос принес - вместо зарплаты выдали. Я так расстроилась, до сих пор голова болит.

-       Хоть пылесос, а мой с февраля вообще ничего не получает…

-       Ну да - пылесос! Представляешь, у него шланг пластмассовый, треснет – и нет пылесоса. И выдали вместо 40 тысяч, а на базе он стоит 27! Начальство и тут нас обдурить умудряется.

-       Ну дa, им-то что! Рабочим денег не платят, а сами-то, небось, день в день получают.

(Далее в том же духе).

Что увидел зритель?

Содержание разговора: как плохо мы живем и как хорошо кто-то живет за наш счет.

КАРТИНКА ВТОРАЯ

-           Прихожу вчера домой - опять спит! (Речь идет о снохе). Посуда грязная, пеленками вся ванна завалена, а ей хоть бы что! На работе упашусь вся, а тут вместо отдыха хуже второй смены. И хоть бы покраснела, бесстыжая!

-           А сын-то как на это смотрит?

-           А что сын! Начнешь говорить, - "Мама, не твое дело. Не вмешивайся в нашу жизнь".

-           Ну и точно - плюнь на них!

-           Плюнь-плюнь, как жить-то в такой грязи. Под одной крышей ведь живем! И уйти-то некуда, да и им квартиру никто теперь не даст.

Что говорилось? Нельзя ли поставить знак равенства в схеме

СОДЕРЖАНИЕ

1-ОЙ КАРТИНКИ

=

СОДЕРЖАНИЕ

2-Й КАРТИНКИ

 

 

 Ряд картинок с подобным содержанием можно продолжать без конца. нарисовано на них разными словами одно и то же -

"Я - ХОРОШИЙ" - "ЖИЗНЬ - ПЛОХАЯ"

Отставим в сторону "я - хороший" (разговоры на тему какой у меня смышленый ребенок, как я вчера удачно платье купила, как меня на работе ценят и т.п.) - отложим автопортреты в сторону. Выложим отдельно: ЖИЗНЬ ПЛОХАЯ.

(Для "знатоков картин" - особо сочными получаются картинки у пенсионеров. Они-то еще рисуют: "какая хорошая жизнь была раньше", и основной сюжет рисунка: "Все теперь живут неправильно, поэтому мне, правильному, жить плохо" получается очень выразительным).

Впрочем, автор выделил "что нарисовано" только на основании собственного разглядывания картинок в течение дня. Каждый может выложить свои картинки и посмотреть - а что на них?

Не знаю, как у читателя, а у автора после пребывания в позиции "зрителя" стало нарастать недоумение - ну и что? Ну изображает "картина" жизнь, ну "плохая жизнь" - что из этого? Жизнь-то от этих картинок лучше не станет! Но "рисуют" ведь, и конца-края не видать этому "рисованию". Что это, интересно, за "художники" такие? И внимание автора от содержания "картин" переключилось к "художнику"

 Место для самоопределения

 СКАЗКА БЕЗ КОНЦА (бесконечная сказка).

Жил-был один художник в разваливающейся избе. Очень эта изба ему не нравилась, трудно художнику жилось в ней. Каждый день художник эту избу рисовал. И так годы, десятилетия… А изба все продолжала разваливаться, и жить в ней становилось все тяжелее, и все чернее становились картины, и все больше не нравилась художнику его изба  А он все рисовал и рисовал избу... А она все разваливалась и разваливалась  А он все рисовал.. А она...

 ОТ АВТОРА

Что вы сделали, прочитав эту сказку? Если мысленно дали художнику совет или только продолжили сказку - вернитесь к началу "Азбуки". Если у вас возникли вопросы, сформулируйте их и читайте дальше.

"ОДА"

"Д-Бат."

К след. главе :