"Ода"

Д.Э. Алешко, М.В. Волкова

 

Дисциплинарный батальон

 "Дисциплинарный батальон" - книга для людей, подозревающих, что знаки (в том числе тексты) в конечном итоге правят миром, поскольку с их помощью индивид (группа, партия) строит свои действия и может манипулировать другими индивидами (группами, сообществами).

В этой книге авторы анализируют некоторые "живые" тексты выделяют схемы их порождения и употребления, предъявляют свой опыт знакового конструирования, позволяющий выстроить системы действий в педагогической, управленческой,  политической и некоторых других действительностях. Авторы полагают, что книга позволит внимательному читателю повысить "интеллектуальную квалификацию" необходимую для системной организации своей деятельности.

Жанр книги – инструментальный. Наблюдения, сделанные в ходе подготовки рукописи свидетельствуют, что материалы книги "практичны" для любого кто способен увидеть смысл за словами (согласие с позицией авторов при этом не обязательно).

Аксиоматика книги в той или иной мере связана с системомыследеятельностными (СМД) представлениями (Г.П.Щедровицкий и др.).

 

Авторы этой книги отдают дань уважения

Георгию Петровичу Щедровицкому и Дмитрию Сергеевичу Кулику,

обоих, к сожалению, уже нет с нами.

. ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРОВ

Почему книга названа "Дисциплинарный батальон"? Незатейливый читатель сразу ответит: "Для оригинальности". Это не так. Название суровое и со "скрытым смыслом":

1)         Дисциплинарный батальон - штрафное подразделение. В бой идти придется все равно, позади - пулеметы заградотряда. Единственный способ уцелеть (и обрести свободу) - прорваться к победе:

" -Всего лишь час до самых главных дел,

Кому до ордена, ну а кому - до вышки...".

2)         Оба слова, составляющих название, в концентрированном виде выражают идею организованности, упорядоченности - в противовес хаосу в обществе, в собственных действиях, в голове.

Авторы помещают  себя  (или  читателя)  как  бы  внутрь дисциплинарного  батальона и предлагают использовать метод Мюнхгаузена - организовать "самовыдергивание себя из болота за волосы". И пусть кто-нибудь скажет, что это невозможно...

Теперь для наиболее искушенных:

XX век - рубеж, на котором мышление осмелилось "осмыслить себя", выделить свои средства, в результате чего открылась возможность его технологизации (в семиотическом, а не компьютерном смысле). С этого момента мышление перестает быть непознаваемым идолом. В то же время этот факт фиксирует предел движения технологизма и обслуживающей его  инфраструктуры: индустрии науки, аппарата традиционной философии. Следовательно, наблюдаемый всеми кризис является а) идейным и б) всеобщим. Формы его различны, траектории разворачивания - тоже, но итог один: сворачивание пространства движения индивидов, сообществ, народов.  Мелькают стимулы, "мыслимые" возможности, полным ходом идет проектирование "формочек" для выживания, нас ублажают - лишь бы не бузили. Манипулирование "обессмысленным" материалом технологизировано, при этом каждый второй мнит себя "в здравом уме"...

Авторы надеются, что эта книга может способствовать оснащению людей средствами организации своего сознания, которые понадобятся для преодоления этого кризиса. Поиски и опыт движения в этом направлении самих авторов - тема другой (следующей) книги.

Данная же книга состоит из трех частей "АЗБУКА", "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАШИНА" и "ХРЕСТОМАТИЯ". В целом авторы задают этой книге статус своеобразного учебника, в котором читателю предоставляется возможность   "вхождения" в  мир  знаково-деятельностных представлений и при должной   дисциплине самостоятельной работы - освоения средств понимания действительности и техник простраивания траекторий собственной деятельности. Трехчастность конструкции книги обусловлена удобством употребления: часть первая - как освоение техник "прочтения" действий (и текстов), первичное представление о функционально значимых местах. с которыми приходится работать при простраивании действия; часть вторая - натуральный прецедент работы "семиотической машины" по организации  и запуску деятельности:  часть третья - место для упражнения по разборке  текстов  -  действий,  для  повышения квалификации в отношении простраивания собственного движения в знаково-деятельностной действительности.

Общая рамка книги претендует на задание объемлющих представлений по отношению к религиозным, научным, деятельностным и др. "картинам мира", т.е. имеет интенцию на универсальность отношения к жизни. С другой стороны, пафос авторов опирается на опыт практической работы и их коллег, предшественников и т.п. (педагоги, методологи, ученые и др.) - отсюда ориентированность книги на практичность, но не сиюминутность.

  Успехов вамД.А и М.В.

СОДЕРЖАНИЕ  

Часть I

Азбука

Глава 1

Азбука в картинках (черно-белые картинки жизни)

 

Глава 2

Простые вопросы

 

Глава 3

Интересы или "Кто говорит?"

 

Глава 4

Что человеку надо?

 

Глава 5

Дело воспитания и воспитание делом    

 

Глава 6

А теперь серьезно" 

 

Глава 7

"Особость" России.  Истоки русского менталитета

 

Глава 8  

Устройство советской машины. Современная социокультурная ситуация

 

Глава 9

Школа

 

Глава10

Полигон

 

 

 

 

 

Часть II

Педагогическая машина (учебник). Введение

Глава 1

Топика и самоопределение

 

Глава 2

Онтологизация

 

Глава 3

Организация понимания

 

Глава 4

Выстраивание позиции и машины

 

Глава 5

Рефлексия процесса конструирования машины.            Выделение ее сущностных элементов

 

Глава 6

Проспективное конструирование

 

ЧастьIII

Хрестоматия                              

   

"ОДА"